Методические и оценочные материалы РПД Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЕ


Тема: Лабораторная диагностика сифилиса

Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, общую патологию сифилиса.
2. Разобрать клиническую картину сифилиса.
3. Разобрать диагностику сифилиса, трепонемные и нетрепонемные тесты.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Определение сифилиса. Этиология и патогенез сифилиса.
2. Клиническая картина сифилиса.
3. Диагностика сифилиса. Трепонемные и нетрепонемные тесты, их общая характеристика,
преимущества, показания к применению.
4. Ложноположительные серологические реакции на сифилис.
5. Диагностика нейросифилиса.
6. Диагностика врожденного сифилиса.
7. Критерии диагностики висцерального сифилиса.


Тема: Диагностика инфекций, вызванных облигатными патогенами

Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, эпидемиологию инфекций, вызванных облигатными патогенами.
2. Разобрать клиническую картину заболеваний.
3. Разобрать методы диагностики инфекций, вызванных облигатными патогенами.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Этиология, патогенез, эпидемиология гонококковой инфекции.
2. Клиника, диагностика гонококковой инфекции.
3. Трихомонадная инфекция: этиопатогенез, эпидемиология.
4. Клиника диагностика трихомонадной инфекции.
5. Этиология, патогенез, эпидемиология хламидийной инфекции.
6. Клиника, диагностика хламидийной инфекции.


Тема: Лабораторная диагностика вирусных поражений урогенитального тракта

Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, эпидемиологию вирусных поражений урогенитального тракта.
2. Разобрать клиническую картину заболеваний.
3. Разобрать методы диагностики вирусных поражений урогенитального тракта.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Определение папилломавирусной инфекции. Этиология, патогенез, эпидемиология.
2. Клиника папилломавирусной инфекции.
3. Диагностика папилломавирусной инфекции.
4. Этиопатогенез герпетической инфекции.
2
5. Клиникагерпетической инфекции.
6. Диагностика герпетической инфекции.


Тема: Диагностика инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами

Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, эпидемиологию инфекций, вызванных условно-патогенными
микроорганизмами.
2. Разобрать клиническую картину заболеваний.
3. Разобрать методы диагностики инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Определение микоплазменной инфекции, бактериального вагиноза, кандидоза.
2. Этиология, патогенез, эпидемиология заболеваний.
3. Клиника, диагностика бактериального вагиноза.
4. Клиника, диагностика микоплазменной инфекции.
5. Классификация, клиника, диагностика кандидоза.


Тема: Бактериологические и бактериоскопические методы диагностики урогенитальных инфекций
Цели занятия:
1. Изучить методы диагностики сифилиса.
2. Разобрать бактериологические методы диагностики урогенитальных инфекций.
3. Разобрать бактериоскопические методы диагностики урогенитальных инфекций.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Прямые методы диагностики сифилиса.
2. Бактериологические методы диагностики инфекций, вызванных облигатными патогенами.
3.Бактериологические методы диагностики инфекций, вызванных условно-патогенными
микроорганизмами.
4. Бактериоскопические методы диагностики инфекций, вызванных облигатными патогенами.
5.Бактериоскопические методы диагностики инфекций, вызванных условно-патогенными
микроорганизмами.

Тема: Иммуноферментный анализ в диагностике урогенитальных инфекций

Цели занятия:
1. Изучить технику проведения иммуноферментного анализа.
2. Разобрать применение иммуноферментного анализа в диагностике сифилиса.
3. Разобрать применение ИФА в диагностике инфекций, вызванных облигатными патогенами и
условно-патогенными микроорганизмами.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, тестов.
Вопросы для подготовки по теме.
1. Техника проведения иммуноферментного анализа.
2. Преимущества иммуноферментного анализа.
3. Проведение ИФА в диагностике сифилиса.
4. Проведение ИФА в диагностике инфекций, вызванных облигатными патогенами.
3
5. Иммуноферментный анализ в диагностике инфекций, вызванных условно-патогенными
микроорганизмами.

СЕМИНАРЫ

Тема: Организация лабораторной диагностики урогенитальных инфекций
Цель: Изучить организацию лабораторной диагностики урогенитальных инфекций
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, устный
опрос.
Вопросы для собеседования по теме:
1. Особенности проведения исследований с микроорганизмами III-IV групп патогенности.
2. Зонирование лаборатории в соответствии со СНиП «Безопасность работы с микроорганизмами III-
IV групп патогенности и гельминтами».
3. Принципы методов лабораторной диагностики.
4. Формы документации для учета и отчетности.


Тема: Технологии подготовки проб для исследования облигатных и условно-патогенных
микроорганизмов
Цель: Изучить технологию подготовки проб для исследования облигатных и условно-патогенных
микроорганизмов
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач, устный
опрос.

Вопросы для собеседования по теме:
1. Особенности взятия и транспортировки материала для лабораторных исследований.
2. Подготовка проб для исследования облигатных микроорганизмов.
3. Подготовка проб для исследования условно-патогенных микроорганизмов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Современные тест-системы для диагностики урогенитальных инфекций

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Тест-системы для диагностики инфекций, вызванных облигатными патогенами.
2. Тест-системы для диагностики инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.
3. Тест-системы для диагностики вируса герпеса.
4. Тест-системы для диагностики ВПЧ.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Выявление ДНК Neisseriagonorrhoeae в клиническом материале методом полимеразной цепной
реакции (ПЦР).
2. Выявление ДНК Chlamydiatrachomatis в клиническом материале методом полимеразной цепной
реакции (ПЦР).

Список литературы.
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.
4
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
4. Вулф, К. Дерматология по Томасу Фицпатрику: атлас-справ. / К. Вулф, Р. Джонсон, Д.
Сюрмонд; пер. с англ. Е.А. Окишевой, А.В. Снеговской, Е.Р.Тимофеевой. - 2-е изд. - М. :
Практика, 2007. - 1248 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003502671
5. Дерматовенерология: учеб. для вузов / В.В.Чеботарев, К.Г.Караков, Н.В.Чеботарева и др. - М.:
ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 272 с. http://padabum.com/d.php?id=147214

Тема: Лабораторные критерии постановки диагноза при инфекциях, вызванных условно-
патогенными микроорганизмами
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Лабораторные критерии постановки диагнозамикоплазменной инфекции.
2. Лабораторные критерии постановки диагноза уреаплазмоза.
3. Лабораторные критерии постановки диагноза бактериального вагиноза.
4. Лабораторные критерии постановки диагноза кандидоза.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Субъективные и объективные симптомы урогенитального кандидоза у мужчин и женщин.
2. Субъективные и объективные симптомы заболеваний, вызванных Mycoplasmahominis, у мужчин
и женщин.

Список литературы.
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
4. Вулф, К. Дерматология по Томасу Фицпатрику: атлас-справ. / К. Вулф, Р. Джонсон, Д.
Сюрмонд; пер. с англ. Е.А. Окишевой, А.В. Снеговской, Е.Р.Тимофеевой. - 2-е изд. - М. :
Практика, 2007. - 1248 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003502671
5. Дерматовенерология: учеб. для вузов / В.В.Чеботарев, К.Г.Караков, Н.В.Чеботарева и др. - М.:
ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 272 с. http://padabum.com/d.php?id=147214

Тема: Диагностика ВИЧ инфекции

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Определение ВИЧ-инфекции. Этиология, эпидемиология, стадии болезни.
2. Особенности клинической картины кожных проявлений при ВИЧ инфекции.
3. Клиническая картина кожных проявлений ВИЧ-инфекции.
4. Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
5.Понятие серонегативного периода («окна») при ВИЧ инфекции.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Клиническая картина кожных проявлений при ВИЧ инфекции.
5
2. СПИД-индикаторные заболевания.

Список литературы.
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
4. Вулф, К. Дерматология по Томасу Фицпатрику: атлас-справ. / К. Вулф, Р. Джонсон, Д.
Сюрмонд; пер. с англ. Е.А. Окишевой, А.В. Снеговской, Е.Р.Тимофеевой. - 2-е изд. - М. :
Практика, 2007. - 1248 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003502671
5. Дерматовенерология: учеб. для вузов / В.В.Чеботарев, К.Г.Караков, Н.В.Чеботарева и др. - М.:
ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 272 с. http://padabum.com/d.php?id=147214

Тема: Нормативно-правовая база лабораторной диагностики урогенитальных инфекций

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1.Приказ МЗ РФ № 286 от 07.12.1993 г. «О совершенствовании контроля за заболеваниями,
передаваемых половым путем».
2. Методические указания. Организация работы лабораторий, использующих методы
амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I-IV
группы патогенности. МУ 1.3.2569-09 М. Госсанэпиднадзор, 2009
3. ГОСТ Р 53133.3-2008 Технологии лабораторные медицинские. Контроль качества клинических
лабораторных исследований.
4. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003) Лаборатории медицинские. Требования безопасности
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Учетные формы документации.
2. Отчетные формы документации.

Список литературы.
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720с.
http://library.zsmu.edu.ua/cgi/irbis64r_14/fulltext/Dermatovenerologija/ButovJuS13_Dermat_Nacio_ruk.
pdf
4. Вулф, К. Дерматология по Томасу Фицпатрику: атлас-справ. / К. Вулф, Р. Джонсон, Д.
Сюрмонд; пер. с англ. Е.А. Окишевой, А.В. Снеговской, Е.Р.Тимофеевой. - 2-е изд. - М. :
Практика, 2007. - 1248 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003502671
5. Дерматовенерология: учеб. для вузов / В.В.Чеботарев, К.Г.Караков, Н.В.Чеботарева и др. - М.:
ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 272 с. http://padabum.com/d.php?id=147214
6
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1. Презентация должна быть выполнена в формате PowerPoint, содержать начальный и
конечный слайды, объем презентации не менее 10 и не более 20 слайдов;
2. Структура презентации должна включать титульный лист (ФИО обучающегося, тема
доклада), оглавление, основную и резюмирующую части;
3. Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
4. Рекомендуется использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий
текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад
выступающего);
5. Время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что
презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

1. Актуальность и значимость проблемы по теме доклада должна быть сформулирована в
начале выступления;
2. Выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и
свободно ориентироваться в нем;
3. Речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
4. Докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
5. После выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы
аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).


ОЦЕНИВАНИЮ ПОДВЕРГАЮТСЯ ВСЕ ЭТАПЫ ДОКЛАДА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ:

1. Собственно презентация, т.е. ее содержание и оформление;
2. Доклад;
3. Ответы на вопросы аудитории.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Общие принципы лабораторной диагностики урогенитальных инфекций.
2. Молекулярно-биологические методы диагностики урогенитальных инфекций.
3. Серологические тесты для диагностики сифилитической инфекции
4. Методика и теоретические основы метода темнопольной микроскопии для диагностики
сифилиса
5. Основы культурального метода исследования в диагностике урогенитальных инфекций
6. Современные методы диагностики хламидийной инфекции
7. Современные методы диагностики микоплазменной инфекции
8. Современные методы диагностики бактериального вагиноза
9. Современные методы диагностики дисбиотических процессов урогенитального тракта
10. Современные методы диагностики папилломавирусной инфекции репродуктивного тракта
11. Современные методы диагностики герпетической инфекции урогенитального тракта
12. Современные методы диагностики кандидозных поражений урогенитального тракта
13. Иммуноферментный анализ в диагностике урогенитальных инфекций
14. Современные методы диагностики ВИЧ инфекции
15. Методы определения состояния локального иммунитета при урогенитальных инфекциях
16. Основы технологии молекулярно-биологических методов диагностики урогенитальных
инфекций
7
17. Качественная и количественная оценка вирусной нагрузки при папилломавирусной инфекции
18. Правила работы и санитарные нормы, действующие в диагностической лаборатории.
19. Современные тест-системы для диагностики сифилитической инфекции
20. Нормативные документы для организации работы диагностической лаборатории

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
уретрита.
2. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
вагинита.
3. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
вагиноза.
4. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
цервицита.
5. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
сифилитической инфекции.
6. Составить алгоритм взятия патологического материала из цервикального канала.
7. Составить алгоритм взятия патологического материала из уретры.
8. Интерпретировать результаты теста «Фолроценоз16».
9. Интерпретировать результаты РПГА.
10. Интерпретировать результаты ИФА при герпетической инфекции в динамике

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Зачет по дисциплине «Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций» проводится
согласно учебному плану по билетам. В каждом зачётном билете – две позиции. Первая – это
теоретический вопрос из перечня вопросов для зачета. Вторая – это практическое задание из
перечня практических заданий для зачета. Преподаватель оценивает знания, умения и
практический навык обучающегося в соответствии со шкалой оценивания компетенций.
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций в университете используются положения о текущем контроле и промежуточной
аттестации обучающихся.