Методические и оценочные материалы РПД Организация здравоохранения и общественное здоровье

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты инфекционных
заболеваний кожи.
Цели занятия:
1. Разбор классификации инфекционных заболеваний кожи и принципов диагностики.
2. Изучение стадий развития патологического процесса.
3. Изучение современных диагностических методов при инфекционных заболеваниях кожи.
4. Освоение правил и принципов интерпретации результатов современных методов диагностики.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач,
тестов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиопатогенез пиодермий, условия для развития патологического процесса.
2. Клиническая картина стафило – и стрептодермий.
3. Этиопатогенез герпетической инфекции, клиника, диагностика.
4. Вирусные бородавки. Эпидемиология, этиология, клинические симптомы.

Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты грибковых и
паразитарных заболеваний кожи.
Цели занятия:
1. Разбор классификации грибковых и паразитарных заболеваний кожи и принципов диагностики.
2. Изучение стадий развития патологического процесса.
3. Изучение современных диагностических методов при грибковых и паразитарных заболеваниях
кожи.
4. Освоение правил и принципов интерпретации результатов современных методов диагностики.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач,
тестов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Определение дерматомикозов, этиология, патогенез, классификация дерматомикозов.
2. Клиническая картина микозов диагностика.
3. Дифференциальная диагностика микозов.
4. Определение чесотки, этиология, патогенез, эпидемиология.
5. Классификация чесотки, клиника (виды: типичная, чесотка без ходов, «чесотка чистоплотных»,
скабиозная лимфоплазия кожи, скабиозная эритродермия, норвежская чесотка, осложненная
чесотка, псевдосаркоптоз). Диагностика чесотки.
6. Определение, этиопатогенез, эпидемиология, клиника, диагностика педикулеза.

Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты аллергодерматозов.
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез атопического дерматита.
2. Разобрать клиническую картину различных форм атопического дерматита
3. Разобрать этиологию, патогенез крапивницы, клиническую картину, методы диагностики.
1. Изучить этиологию, патогенез экземы, клинические проявления и методы диагностики экземы.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.
Тестовый контроль
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиология, патогенез атопического дерматита.
2. Клиническая картина различных форм атопического дерматита
3. Определение крапивницы, этиология и патогенез. Классификация крапивницы. 4. Клиническая картина различных форм крапивницы. Диагностика, провокационные тесты,
оценка активности.
5. Этиология и патогенез экземы. Классификация по формам заболевания. Клиническая картина.

Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты сифилитической
инфекции
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, общую патологию сифилиса.
2. Разобрать клиническую картину первичного и скрытого сифилиса.
3. Освоить принципы диагностики сифилиса, трепонемные и нетрепонемные тесты.
4. Научиться проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиология и патогенез сифилиса.
2. Клиническая картина первичного сифилиса (половых органов, анальной области, других
локализаций). Осложнения первичной сифиломы. Атипичная сифилома.
3. Классификация, особенности скрытого сифилиса.
4. Диагностика, трепонемные и нетрепонемные тесты.
Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты инфекций,
передаваемых половым путем и урогенитальных инфекций
Цели занятия:
1. 1. Изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез гонококковой и трихомонадной инфекций.
2. Разобрать клиническую картину, методы диагностики заболеваний.
3. Изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез классификацию хламидийной инфекции,
клиническую картину.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиология гонококковой инфекции, патогенез, эпидемиология. Классификация, клиника,
диагностика.
2. Трихомонадная инфекция: этиопатогенез, эпидемиология, клиника, диагностика.
3. Этиология хламидийной инфекции, патогенез, эпидемиология, классификация, клиника,
диагностика.
4. Дифференциальная диагностика заболеваний.

Тема: Эпидемиологические, клинические, профилактические аспекты поздних форм
сифилиса. врожденного сифилиса.
Цели занятия:
1. Изучить классификацию поздних форм сифилиса.
2. Разобрать клиническую картину, методы диагностики поздних форм сифилиса.
3. Разобрать парасифилитические заболевания.
4. Научиться проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.
Тесты.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Классификация поздних форм сифилиса.
2. Клиническая картина врожденного сифилиса.
3. Парасифилитические заболевания (дефекты физического, неврологического, психического и интеллектуального характера).
4. Сифилис нервной системы (асимптомный и манифестный нейросифилис, ранний и поздний).
5. Клиническая картина сифилиса внутренних органов, костей и суставов (функциональные и
деструктивные изменения).
6. Диагностика. Дифференциальная диагностика заболеваний.


СЕМИНАРЫ

Тема: Эпидемиология, клиника, профилактика злокачественных новообразований кожи
Цели занятия:
1. Разбор основных причин развития и клинических симптомов злокачественных новообразований
кожи.
2. Изучение дифференциально-диагностических подходов к злокачественным новообразованиям
кожи.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и
обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Причины развития и клинические симптомы поражений кожи при злокачественных
новообразований кожи.
2. Клиническая картина базальноклеточного рака, плоскоклеточного рака, меланомы.
2. Дифференциальная диагностика заболеваний.

Тема: Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю
дерматовенерология
Цели занятия:
1. Разобрать перечень заболеваний, входящих в «Программу» ВМТ по дерматовенерологии.
2. Изучить виды высокотехнологичной медицинской помощи.
3. Разобрать организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и
обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Перечень заболеваний, входящих в «Программу» ВМТ по дерматовенерологии
2. Виды высокотехнологичной медицинской помощи по профилю дерматовенерология
3. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Кожные симптомы и синдромы в дерматовенерологии. Организация оказания
медицинской помощи.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Поражение кожи при инфекционном эндокардите: код по МКБ-10, определение понятий,
классификация, клинические симптомы.
2. Поражение кожи при врожденных эндокринопатиях.
3. Поражение кожи при врожденных аномалиях сердечно - сосудистой системы.
4. Поражения кожи при заболеваниях ЖКТ.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Кожные симптомы и синдромы как отражение различных патологических процессов в органах
и системах. 2. Патогномоничные симптомы заболеваний в дерматовенерологии.
3. Организация оказания медицинской помощи.

Список литературы:
1. Кожные и венерические болезни [Электронный ресурс] : учебник / Скрипкин Ю.К.,
Кубанова А.А., Акимов В.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419939.html

Тема: Генно-инженерные методы терапии в дерматовенерологии. Организация
медицинской помощи.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Типы биологических препаратов, применяемых в дерматовенерологии.
2. Моноклональные антитела. Особенности применения. Показания, противопоказания.
3. Клиническая классификация цитокинов.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Основные направления использования цитокинов в клинической практике.
2. Применение рекомбинантных цитокинов и их антагонистов с целью коррекции аллергических и
аутоиммунных процессов.
Список литературы:
1. Кожные и венерические болезни [Электронный ресурс] : учебник / Скрипкин Ю.К.,
Кубанова А.А., Акимов В.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419939.html

Тема: Дерматозы в педиатрической практике, организация медицинской помощи
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Этиология, патогенез детских дерматозов.
2. Клиническая картина дерматозов в педиатрической практике.
3. Дифференциальная диагностика заболеваний.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Методика обследования детей при кожных болезнях.
2. Организация дерматологической помощи детям.

Список литературы:
1. Кожные и венерические болезни [Электронный ресурс] : учебник / Скрипкин Ю.К.,
Кубанова А.А., Акимов В.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419939.html

Тема: Кожные проявления ВИЧ инфекции, эпидемиология, патогенез
Вопросы для собеседования:
1. Определение ВИЧ инфекции. Этиология, эпидемиология, стадии болезни.
2. Особенности клинической картины кожных проявлений при ВИЧ инфекции.
3. Клиническая картина кожных проявлений ВИЧ инфекции (грибковые, вирусные,
бактериальные, паразитарные инфекции).
4. Диагностика заболевания.
5. Методы лечения и профилактики.

Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Клинические проявления оппортунистических инфекций кожи и слизистых оболочек.
2. Саркома Капоши. Клинические проявления и дифференциальный диагноз.



Список литературы:
1. Кожные и венерические болезни [Электронный ресурс] : учебник / Скрипкин Ю.К.,
Кубанова А.А., Акимов В.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419939.html








ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1. Презентация должна быть выполнена в формате PowerPoint, содержать начальный и
конечный слайды, объем презентации не менее 10 и не более 20 слайдов;
2. Структура презентации должна включать титульный лист (ФИО обучающегося, тема
доклада), оглавление, основную и резюмирующую части;
3. каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
4. Рекомендуется использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий
текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад
выступающего);
5. Время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что
презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

1. Актуальность и значимость проблемы по теме доклада должна быть сформулирована в
начале выступления;
2. Выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и
свободно ориентироваться в нем;
3. Речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
4. Докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
5. После выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы
аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).


ОЦЕНИВАНИЮ ПОДВЕРГАЮТСЯ ВСЕ ЭТАПЫ ДОКЛАДА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ:

1. Собственно презентация, т.е. ее содержание и оформление;
2. Доклад;
3. Ответы на вопросы аудитории.



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень вопросов для зачета
1. Первичные и вторичные морфологические элементы сыпи при дерматозах. Их связь с
гистопатологическими изменениями в эпидермисе и дерме. 2. Импетиго стрептококковое и стрептостафилококковое (вульгарное). Пути инфицирования.
Эпидемиология. Патогенез. Клинические разновидности. Организация работы по профилактике
импетиго в медицинских учреждениях.
3. Фурункулы и фурункулез. Гидраденит. Этиология, патогенез, клиника. Профилактика
пиодермий в быту и на производстве.
4. Поверхностная трихофития. Возбудители. Пути передачи. Клиника поражений гладкой кожи,
волосистой части головы и ногтей. Хроническая трихофития. Диагностика.
5. Микроспория. Возбудители. Пути передачи инфекции. Клиника поражений гладкой кожи и
волосистой части головы. Организация работы по профилактике микроспорий.
6. Руброфития. Возбудитель. Пути передачи. Клиника поражений стоп, гладкой кожи, ногтей.
Организация работы по профилактике руброфитии.
7. Инфильтративно-нагноительная трихофития. Возбудители. Эпидемиология. Клиника, течение.
Принципы терапии. Организация работы по профилактике трихофитии.
8.Кандидозы кожи и слизистых оболочек. Возбудители. Патогенез. Пути распространения
инфекции. Клиника. Методы диагностики.
9. Чесотка. Возбудитель. Пути передачи инфекции. Клиника, течение, осложнения. Организация
работы по профилактике чесотки в быту и организованных коллективах.
10.Педикулез. Возбудитель. Пути передачи инфекции. Клиника, течение, осложнения.
Организация работы по профилактике педиклеза в быту и организованных коллективах.
11. Кожные проявления аллергодерматозов. Токсикодермии. Патогенез. Эпидемиология.
Клинические разновидности. Организация медицинской помощи.
12. Псориаз. Эпидемиология. Клинические разновидности. Организация медицинской помощи.
13. Сифилитическая инфекция. Последовательность клинических и патологоанатомических
изменений. Понятие о реинфекции и суперинфекции. Эпидемиология сифилиса.
14. Течение сифилиса в первичном периоде: эпидемиология, клинические проявления.
Организация работы с контактными лицами.
15. Особенности клинической и лабораторной диагностики сифилиса.
16.Течение сифилитической инфекции во вторичном периоде. Эпидемиология, клинические
проявления. Организация работы с контактными лицами.
17.Течение раннего врожденного сифилиса. Эпидемиология, клинические проявления.
Организация работы по профилактике врожденного сифилиса.
18.Течение позднего врожденного сифилиса. Эпидемиология, клинические проявления.
Организация работы по профилактике врожденного сифилиса.
19. Течение позднего приобретенного сифилиса. Эпидемиология, клинические проявления.
Организация работы по профилактике поздних форм сифилиса.
20. Инфекции, передаваемые половым путем, Эпидемиология, клинические проявления.
Организация работы по профилактике ИППП.
21. Урогенитальные инфекции, Эпидемиология, клинические проявления. Организация работы по
профилактике урогенитальных инфекций.
22.Злокачественные новообразования кожи, клинико-эпидемиологические аспекты, методы
личной и общественной профилактики.
23.Кожные проявления при ВИЧ-инфекции. Саркома Капоши. Особенности течения саркомы
Капоши при ВИЧ-инфекции. Диагностика ВИЧ-инфекции.
24. Общая характеристика течения ВИЧ-инфекции у человека. «Оппортунистические» инфекции
кожи. «Маркерные» заболевания кожи и слизистых оболочек. Диагностика ВИЧ-инфекции.
25. Высокотехнологичная медицинская помощь по профилю дерматовенерология, показания и
противопоказания, критерии отбора пациентов для оказания ВМП.

Перечень практических заданий для зачета
1. Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге педикулеза.
2. Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге чесотки.
3.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге микроспории. 4.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
микотического поражения кожи головы.
5.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
микотического поражения гладкой кожи.
6.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами ВИЧ-инфекции.
7.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами первичного сифилиса.
8.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами вторичного свежего сифилиса.
9.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами вторичного рецидивного сифилиса.
10.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами раннего врожденного сифилиса.
11.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами позднего врожденного сифилиса.
12.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами позднего приобретенного сифилиса.
13.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с клиническими симптомами гнойничкового поражения кожи.
14.Определить показания к использованию генно-инженерных методов терапии у пациента с
псориатическим артритом, оформить необходимую медицинскую документацию.
15.Определить показания к использованию генно-инженерных методов терапии у пациента с
хронической крапивницей, оформить необходимую медицинскую документацию.
16.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с гонококковой инфекцией.
17.Составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий при выявлении
пациента с хламидийной инфекцией.
18.Интерпретировать данные отчета по заболеваемости заразными кожными заболеваниями.
19.Интерпретировать данные отчета по заболеваемости сифилисом.
20.Интерпретировать данные отчета по заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым
путем.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Промежуточная аттестация по дисциплине «Дерматовенерология» согласно учебному
плану проводится в форме зачета. Зачет проводится в форме устного собеседования по зачётным
билетам. В каждом зачётном билете – две позиции. Первая – это теоретический вопрос из перечня
вопросов для зачета. Вторая – это практическое задание из перечня практических заданий для
зачета. Преподаватель оценивает знания, умения и практический навык обучающегося в
соответствии со шкалой оценивания компетенций.
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций в университете используются положения о текущем контроле и промежуточной
аттестации обучающихся.