Методические и оценочные материалы РПД стоматология

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Инфекционные, грибковые и паразитарные заболевания кожи.
Цели занятия:
1. Разбор классификации инфекционных, грибковых и паразитарных заболеваний кожи и
принципов диагностики.
2. Изучение стадий развития патологического процесса.
3. Изучение современных диагностических методов при инфекционных, грибковых и
паразитарных заболеваний кожи.
4. Освоение правил и принципов интерпретации результатов современных методов
диагностики.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач, тестов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Определение дерматомикозов, этиология, патогенез, классификация дерматомикозов.
2. Клиническая картина микозов диагностика.
3. Дифференциальная диагностика микозов.
4. Определение чесотки, этиология, патогенез, эпидемиология.
5.Классификация чесотки, клиника (виды: типичная, чесотка без ходов, «чесотка
чистоплотных», скабиозная лимфоплазия кожи, скабиозная эритродермия, норвежская
чесотка, осложненная чесотка, псевдосаркоптоз). Диагностика чесотки.
6. Определение, этиопатогенез, эпидемиология, клиника, диагностика педикулеза.

Тема: Токсикодермии: диагностика и дифференциальная диагностика
Цели занятия:
1. Разбор основных причин токсикодермий.
2. Изучение диагностических критериев постановки диагноза токсикодермий.
3. Разбор клинических вариантов течения токсикодермий.
4. Дифференциальный диагноз токсикодермий.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач. Тестовый контроль
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиология, эпидемиология, патогенез лекарственных поражений кожи.
2. Клинические проявления и диагностика острых лекарственных поражений кожи
(крапивница; отек Квинке; синдром Стивенса – Джонсона; синдром Лайелла; васкулиты;
острый генерализованный экзантематозный пустулез; фотосенсибилизация).
3. Клинические проявления и диагностика хронических лекарственных поражений кожи
(лекарственная красная волчанка; лекарственное акне; пигментные изменения).
4. Дифференциальный диагноз с другими заболеваниями.

Тема: Поражения слизистой оболочки полости рта при злокачественных и
доброкачественных заболеваниях.
Цели занятия:
1. Изучить этиопатогенез, классификацию, клиническую картину поражения слизистой
оболочки полости рта при доброкачественных заболеваниях.
2. Изучить этиопатогенез поражения слизистой оболочки полости рта при
злокачественных заболеваниях.
3. Разобрать клиническую картину, методы диагностики базальноклеточного и
плоскоклеточного рака.
4. Разобрать клиническую картину, методы диагностики меланомы.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Этиопатогенез, классификация, клиническая картина поражения слизистой оболочки
полости рта при доброкачественных заболеваниях
2. Этиопатогенез, классификация, клиническая картина базальноклеточного и
плоскоклеточного рака, меланомы.
3. Дифференциальная диагностика заболеваний.

Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при дерматозах.
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез поражений слизистой оболочки полости рта.
2. Разобрать клиническую картину, методы диагностики заболеваний.
3. Научиться проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Красный плоский лишай. Этиопатогенез. Формы красного плоского лишая слизистой
оболочки полости рта и губ. Клиническая картина. Диагностика.
2. Красная волчанка: дискоидная красная волчанка красной каймы губ и слизистой
оболочки полости рта (формы, клиническая картина). Диагностика.
3. Многоформная экссудативная эритема. Клиническая картина, диагностика.
Профилактика.
4. Этиология, патогенез хейлита, классификация, клиническая картина,
5. Дифференциальная диагностика.

Тема: Общая патология сифилитической инфекции. Первичный и вторичный
сифилис, диагностика и дифференциальная диагностика
Цели занятия: изучить этиологию, патогенез, общую патологию, клиническую
картину, методы диагностики первичного и скрытого сифилиса.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач. Тесты.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Определение сифилиса.
2. Этиология и патогенез сифилиса.
3. Клиническая картина первичного сифилиса (половых органов, анальной области,
других локализаций). Осложнения первичной сифиломы. Атипичная сифилома.
4. Сроки возникновения клинических проявлений вторичного сифилиса.
5. Клиническая картина заболевания. Группы сифилидов кожи и слизистых оболочек
(пятнистые, папулезные, везикулезные, пустулезные).
6. Сифилитические алопеция, лейкодерма: клиническая картина.

Тема: Поздние формы сифилиса. Врожденный сифилис. Диагностика и
дифференциальная диагностика
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез, общую патологию поздних форм сифилиса
2. Изучить клинические варианты течения поздних форм сифилиса
3. Изучить клинические симптомы врожденного сифилиса 4. Изучить методы диагностики поздних и врожденных форм сифилиса
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных
задач, тесты.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Классификация поздних форм сифилиса.
2. Клиническая картина врожденного сифилиса.
3. Парасифилитические заболевания (дефекты физического, неврологического,
психического и интеллектуального характера).
4. Сифилис нервной системы (асимптомный и манифестный нейросифилис, ранний и
поздний).
5. Клиническая картина сифилиса внутренних органов, костей и суставов (функциональные и
деструктивные изменения).
6. Диагностика. Дифференциальная диагностика заболеваний.

СЕМИНАРЫ

Тема: Поражения кожи при наследственных заболеваниях. Дифференциальная
диагностика Цели занятия:
1. Разбор основных причин развития и клинических симптомов наследственных
поражений кожи.
2. Изучение дифференциально-диагностических подходов к наследственным
заболеваниям кожи.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование.
Заслушивание и обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Причины развития и клинические симптомы поражений кожи при наследственных
заболеваниях.
2. Методы дифференциальной диагностики наследственных заболеваний, с поражением
кожи.

Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при пузырных дерматозах
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, патогенез пузырных дерматозов.
2. Научиться диагностировать различные клинические формы пузырчаток, пемфигоида.
3. Научиться проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование.
Заслушивание и обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Определение пузырчаток, этиологические и патогенетические факторы в развитии
пузырных дерматозов.
2. Акантолитическая пузырчатка. Классификация по Григорьеву. Клиническая картина,
диагностика. Симптомы Никольского.
3. Этиопатогенез, клиническая картина пемфигоида.
4. Дифференциальная диагностика пузырных дерматозов.




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Кожные симптомы и синдромы при поражении зубов и полости рта
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Поражение кожи при заболеваниях с поражением зубов.
2. Поражение кожи при заболеваниях с поражением слизистой оболочки полости рта.
3. Поражение кожи при заболеваниях, сопровождающихся глоссалгией.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Этиопатогенез и клиническая картина КПЛ слизистой оболочки полости рта и губ.
Диагностика. Лечение.
2. Этиология, патогенез хейлита, классификация, клиническая картина, лечение.

Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С.
Бутова, О. Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1024 с
2. Дерматовенерология [Электронный ресурс] учебник / Чеботарев В.В.,
Тамразова О.Б., Чеботарева Н.В., А.В. Одинец - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970425916.html
3. Дерматовенерология. Атлас [Электронный ресурс] / А.Н. Платонова, А.Л. Бакулев,
С.Р. Утц - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440858.html


Тема: Поражение зубов и полости рта при сифилитической инфекции.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Этиология, патогенез сифилитической инфекции.
2. Патоморфоз кожных сыпей при сифилитической инфекции.
3. Лабораторная диагностика сифилиса на современном этапе.
4. Клиническая картина, диагностика поражения зубов и полости рта при сифилитической
инфекции.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Сифилитическая инфекция: этиология, патогенез, классификация.
2. Клиника и течение поражения зубов и полости рта при сифилитической инфекции.

Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С.
Бутова, О. Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1024 с
2. Дерматовенерология [Электронный ресурс] учебник / Чеботарев В.В.,
Тамразова О.Б., Чеботарева Н.В., А.В. Одинец - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970425916.html
3. Дерматовенерология. Атлас [Электронный ресурс] / А.Н. Платонова, А.Л. Бакулев,
С.Р. Утц - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440858.html


Тема: Поражение зубов и полости рта при поздних и врожденных формах
сифилиса. Дифференциальная диагностика
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Функциональные и морфологические изменения при поздних формах сифилиса. 2. Клинические, лабораторные и инструментальные проявления раннего врожденного
сифилиса в период новорожденности.
3. Клиническая картина поражения зубов и полости рта при поздних и врожденных
формах сифилиса.
4. Дифференциальная диагностика заболеваний.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Клиника и течение позднего врожденного сифилиса. Триада Гетчинсона.
2. Диагностика поражения зубов и полости рта при поздних и врожденных формах
сифилиса. Методы лечения.

Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С.
Бутова, О. Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1024 с
2. Дерматовенерология [Электронный ресурс] учебник / Чеботарев В.В.,
Тамразова О.Б., Чеботарева Н.В., А.В. Одинец - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970425916.html
3. Дерматовенерология. Атлас [Электронный ресурс] / А.Н. Платонова, А.Л. Бакулев,
С.Р. Утц - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440858.html


Тема: Кожные проявления ВИЧ инфекции.
Вопросы для собеседования:
1. Определение ВИЧ инфекции. Этиология, эпидемиология, стадии болезни.
2. Особенности клинической картины кожных проявлений при ВИЧ инфекции.
3. Клиническая картина кожных проявлений ВИЧ инфекции (грибковые, вирусные,
бактериальные, паразитарные инфекции).
4. Диагностика заболевания.
5. Методы лечения и профилактики.
Перечень тематики докладов с презентацией:
1. Клинические проявления оппортунистических инфекций кожи и слизистых оболочек.
2. Саркома Капоши. Клинические проявления и дифференциальный диагноз.

Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С.
Бутова, О. Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1024 с
2. Дерматовенерология [Электронный ресурс] учебник / Чеботарев В.В.,
Тамразова О.Б., Чеботарева Н.В., А.В. Одинец - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970425916.html
3. Дерматовенерология. Атлас [Электронный ресурс] / А.Н. Платонова, А.Л. Бакулев,
С.Р. Утц - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. -
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440858.html






ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1. презентация должна быть выполнена в формате PowerPoint, содержать начальный и
конечный слайды, объем презентации не менее 10 и не более 20 слайдов;
2. структура презентации должна включать титульный лист (ФИО обучающегося,
тема доклада), оглавление, основную и резюмирующую части;
3. каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
4. рекомендуется использовать графический материал (включая картинки),
сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и
обогатить доклад выступающего);
5. время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что
презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10
минут.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

1. актуальность и значимость проблемы по теме доклада должна быть
сформулирована в начале выступления;
2. выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро
и свободно ориентироваться в нем;
3. речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
4. докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
5. после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все
вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять
его).


ОЦЕНИВАНИЮ ПОДВЕРГАЮТСЯ ВСЕ ЭТАПЫ ДОКЛАДА С
ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ:

1. собственно презентация, т.е. ее содержание и оформление;
2. доклад;
3. ответы на вопросы аудитории.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень вопросов для зачета
1. Первичные и вторичные морфологические элементы сыпи при дерматозах. Их связь с
гистопатологическими изменениями в эпидермисе и дерме.
2. Импетиго стрептококковое и стрептостафилококковое (вульгарное). Пути
инфицирования. Патогенез. Клинические разновидности.
3. Фурункулы и фурункулез. Гидраденит. Этиология, патогенез, клиника. Профилактика
пиодермий в быту и на производстве.
4. Поверхностная трихофития. Возбудители. Пути передачи. Клиника поражений гладкой
кожи, волосистой части головы и ногтей. Хроническая трихофития. Диагностика.
5. Микроспория. Возбудители. Пути передачи инфекции. Клиника поражений гладкой
кожи и волосистой части головы. Методы диагностики.
6. Руброфития. Возбудитель. Пути передачи. Клиника поражений стоп, гладкой кожи,
ногтей. Диагноз и дифференциальный диагноз. 7. Инфильтративно-нагноительная трихофития. Возбудители. Эпидемиология. Клиника,
течение. Принципы терапии. Диагностика.
8.Кандидозы кожи и слизистых оболочек. Возбудители. Патогенез. Пути распространения
инфекции. Клиника. Методы диагностики.
9. Чесотка. Возбудитель. Пути передачи инфекции. Клиника, течение, осложнения.
10.Кожные проявления лекарственной болезни. Токсикодермии (токсидермии). Патогенез.
Клинические разновидности. Отличие токсикодермий от лекарственных дерматитов.
11. Псориаз. Морфология и гистопатология высыпаний. Клиника и течение псориаза.
Вульгарный псориаз, псориатическая эритродермия и псориатические артриты.
12. Дискоидная красная волчанка. Склеродермия. Этиология и патогенез. Клиника,
течение, осложнения. «Переходные» формы красной волчанки. Системная красная
волчанка. Патогенез. Особенности клиники и течения. Диагностическая ценность кожных
изменений. Методы лабораторной диагностики.
13. Наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением кожи. Симптомы,
клинические проявления, лабораторная диагностика
14. Кожный зуд, как симптом в клинике внутренних болезней. Дифференциальная
диагностика, лабораторные тесты.
15.Сифилитическая инфекция. Последовательность клинических и
патологоанатомических изменений. Иммунитет и инфекционная аллергия при сифилисе.
Понятие о реинфекции и суперинфекции.
16. Течение сифилиса в первичном периоде: клинические проявления. Первичная
сифилома. Клиника и течение. Дифференциальный диагноз от генитального герпеса,
шанкриформной пиодермии, чесоточной эктимы и шанкроида /мягкого шанкра/.
17. Клинические особенности экстрагенитальных первичных сифилом. Методы
диагностики и дифференциальный диагноз. Осложнения первичной сифиломы на
гениталиях. Особенности клинической и лабораторной диагностики.
18.Атипичные формы первичной сифиломы. Клиника. Постановка диагноза в первичном
периоде сифилиса. Методы лабораторного исследования на бледную трепонему.
Особенности диагностики и тактики врача при атипичных и осложненных первичных
сифиломах.
19. Течение сифилитической инфекции во вторичном периоде. Общая характеристика
течения. Общая характеристика высыпаний вторичного периода. Гистопатология
вторичных сифилидов. Различие между высыпаниями при вторичном свежем и вторичном
рецидивном сифилисе.
20.Сифилитическая розеола. Симптоматика, течение. Дифференциальный диагноз с
высыпаниями при розовом лишае, токсикодермии и отрубевидном лишае.
21. Папулезный сифилид кожи. Клинические разновидности. Течение сифилитических
папул на коже. Диагноз и дифференциальный диагноз.
22. Сифилитические высыпания в полости рта при первичном и вторичном периоде.
Эритематозные и папулезные сифилитические ангины. Клиника, течение, диагноз и
дифференциальный диагноз.
23. Вторичные сифилиды гениталий. Клинико-морфологические особенности папулозных
высыпаний на гениталиях. Течение. Дифференциальный диагноз. Широкие кондиломы
(вегетирующие сифилитические папулы). Клиника, гистопатология. Диагноз и
дифференциальный диагноз.
24. Ранний врожденный сифилис. Течение. Дифференциальный диагноз.
25. Поздний врожденный сифилис. Течение. Дифференциальный диагноз.
26. Поздний приобретенный сифилис. Течение. Дифференциальный диагноз.
27. Кожные проявления при ВИЧ-инфекции. Саркома Капоши. Особенности течения
саркомы Капоши при ВИЧ-инфекции. Диагностика ВИЧ-инфекции. 28. Общая характеристика течения ВИЧ-инфекции у человека. «Оппортунистические»
инфекции кожи. «Маркерные» заболевания кожи и слизистых оболочек. Диагностика
ВИЧ-инфекции.

Перечень практических заданий для зачета
1. Составить план обследования пациента с кожным зудом.
2. Интерпретировать результат лабораторных исследований пациента с вторичным
сифилисом.
3. Интерпретировать результат биохимических анализов пациента с псориазом.
4. Интерпретировать результат микроскопии и бактериального посева у пациента с
микотическим поражением кожи головы.
5. Разработать план обследования пациента с патологическими выделениями из уретры.
6. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими симптомами
ВИЧ-инфекции.
7. Составить план обследования пациента с гнойничком поражением кожи
8. Составить план обследований пациента с поражением аногенитальной области.
9. Составить план обследований пациента с поражением слизистой оболочки полости рта.
10. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
аллергического заболевания.
11. Интерпретировать результат общеклинического обследования пациента с
аллергическим заболеванием.
12. Составить план обследований пациента с поражением кожного покрова и слизистой
оболочки полости рта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Промежуточная аттестация по дисциплине «Дерматовенерология» согласно
учебному плану проводится в форме зачета. Зачет проводится в форме устного
собеседования по зачётным билетам. В каждом зачётном билете – две позиции. Первая –
это теоретический вопрос из перечня вопросов для зачета. Вторая – это практическое
задание из перечня практических заданий для зачета. Преподаватель оценивает знания,
умения и практический навык обучающегося в соответствии со шкалой оценивания
компетенций.
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в университете используются положения о текущем контроле
и промежуточной аттестации обучающихся.