Методические и оценочные материалы РПД Наследственные и приобретенные заболевания волос

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Косметические недостатки придатков кожи, методы, применяемые для диагностики
патологии волос. Коморбидные состояния при патологии волос. Дифференциальная диагностика и
лечение.
Цели занятия:
1. Изучение косметических недостатков придатков кожи, методов, применяемые для диагностики
недостатков волос.
2. Разбор коморбидных состояния при патологии волос.
3 Разбор дифференциальной диагностики и лечения.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Особенности анатомии и физиологии волоса.
2. Косметические недостатки придатков кожи.
3. Методы, применяемые для диагностики недостатков волос.
4. Фототрихография, компьютерная диагностика волос (трихоскопия)
5. Аномалии стержней волос
6. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний волос

Тема: Себорея. Синдромы, ассоциированные с себореей. Этиология, патогенез, клиническая
картина, дифференциальная диагностика и лечение.
Цели занятия:
1. Изучение этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения себорейного дерматита. 2.
Изучение синдромов, ассоциированных с себорейным дерматитом.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этиология себорейного дерматита.
2. Клиническая картина себорейного дерматита.
3. Диагностика и дифференциальная диагностика себорейного дерматита
4. Лечение себорейного дерматита.

Тема: Гнездная алопеция. Диффузная алопеция. Этиология, патогенез, клиническая картина и
лечение.
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, клиническую картину гнездной и диффузной алопеции.
2. Изучить диагностику гнездной и диффузной алопеции.
3. Изучить лечение гнездной и диффузной алопеции.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этиология гнездной и диффузной алопеции.
2. Клиническая картина гнездной и диффузной алопеции.
3. Диагностика и лечение гнездной и диффузной алопеции.

Тема: Приобретенные заболевания волос. Телогеновое выпадение волос. Анагеновое выпадение
волос. Дифференциальная диагностика и лечение
Цели занятия:
1. Изучить этиологию, клиническую картину, диагностику и лечение приобретенных заболеваний
волос
2. Изучить этиологию, клиническую картину, диагностику и лечение телогенового, анагенового
выпадения волос. 2
3. Дифференциальная диагностика и лечение приобретенных заболеваний волос.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этиология приобретенных заболеваний волос, клиника, диагностика, лечение.
2. Послеродовая алопеция, клиника, диагностика, лечение.
3. Телогеновое выпадение волос, клиника, диагностика, лечение.
4. Анагеновое выпадение волос клиника, диагностика, лечение.

Тема: Наследственные заболевания волос. Дифференциальная диагностика, лечение
Цели занятия:
1. Изучить наследственные заболевания волос
2. Изучить дифференциальную диагностику и лечение наследственных заболеванрий волос
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Монилетрикс. Этиология, клиника, диагностика и лечение.
2. Синдром неукладываемых волос. Этиология, клиника, диагностика и лечение.
3. Врожденный наследственный гипотрихоз. Этиология, клиника, диагностика и лечение.

Тема: Дифференциальная диагностика поражения волосистой части головы, системная и
топичесая терапия.
Цели занятия:
1. Изучить инъекционные и физиотерапевтические методики, применяемые для коррекции эстетических
недостатков волос.
2. Изучить показания, противопоказаний, механизм действия медикаментозных средств в
коррекции нарушения роста волос.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение тестового контроля.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Медикаментозные средства в коррекции нарушения роста волос: системная терапия.
2. Медикаментозные средства в коррекции нарушения роста волос: топическая терапия.
3. Дифференциальная диагностика поражаний волосистой части головы.

СЕМИНАРЫ
Тема: Наследственные синдромы, связанные с выпадением волос. Дифференциальная диагностика и
лечение
Цели занятия:
1. Изучение наследственных синдромов, связанных с выпадением волос.
2. Разбор дифференциальной диагностики и лечения наследственных синдромов.
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и
обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение наследственных
синдромов, связанных с выпадением волос.
2. Этиология, клиника, диагностика, дифдиагностика андрогенетической алопеции.
3. Современные методы терапии андрогенетической алопеции.


Тема: Приобретенные заболевания волос. Дифференциальная диагностика и лечение.
Цели занятия: 3
1. Изучить этиологию, клиническую картину приобретенных заболеваний волос.
2. Изучить диагностику, дифференциальную диагностику и лечение приобретенных заболеваний
волос
Учебная карта занятия:
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и
обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этиология, патогенез. Клиника приобретенных заболеваний волос.
2. Диагностика и дифференциальная диагностика приобретенных заболеваний волос.
3. Лечение приобретенных заболеваний волос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Особенности анатомии и физиологии волоса. Строение волосяного фолликула.
Барьерная система волоса. Жизненный цикл волоса.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Особенности анатомии и физиологии волоса.
2. Строение волосяного фолликула.
3. Барьерная система волоса.
4. Жизненный цикл волоса.
Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.: ил. ЭБС «Консультант студента»
www.studentlibrary.ru
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720 с.
4. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.2. - 928 с.
5. Ахтямов, С.Н. Практическая дерматокосметология. Акне, рубцы постакне и акнеиформные
дерматозы: рук. для врачей / С. Н. Ахтямов. - М.: Медицина , 2010. - 280 с.

Тема: Косметические средства по уходу за волосами. Особенности дерматокосметологического
ухода за волосами и кожей волосистой части головы.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Косметические средства по уходу за волосами.
2. Особенности дерматокосметологического ухода за волосами.
3. Особенности дерматокосметологического ухода за кожей волосистой части головы.
Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.: ил. ЭБС «Консультант студента»
www.studentlibrary.ru
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720 с.
4. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.2. - 928 с. 4
5. Ахтямов, С.Н. Практическая дерматокосметология. Акне, рубцы постакне и акнеиформные
дерматозы: рук. для врачей / С. Н. Ахтямов. - М.: Медицина , 2010. - 280 с.

Тема: Андрогенетическая алопеция: этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.
Очаговое рубцовое облысение: этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Этиология андрогенетической алопеции.
2. Клиническая картина, диагностика андрогенетической алопеции.
3. Лечение андрогенетической алопеции
4. Очаговое рубцовое облысение: этиология, клиническая картина.
5. Диагностика и лечение очагового рубцового облысения.
Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.: ил. ЭБС «Консультант студента»
www.studentlibrary.ru
3. Дерматовенерология: клинические рекомендации / Под ред. А.А. Кубановой. 2006. - 320 с.
(Серия "Клинические рекомендации"). ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
4. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720 с.
4. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.2. - 928 с.
5. Ахтямов, С.Н. Практическая дерматокосметология. Акне, рубцы постакне и акнеиформные
дерматозы: рук. для врачей / С. Н. Ахтямов. - М.: Медицина , 2010. - 280 с.

Тема: Поражения волос, связанные с наследственными синдромами. Диагностика,
дифференциальная диагностика, лечение
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Поражения волос, связанные с наследственными синдромами.
2. Диагностика поражений волос, связанных с наследственными синдромами.
3. Дифференциальная диагностика и лечение поражений волос, связанных с наследственными
синдромами.
Список литературы:
1. Дерматовенерология. Национальное руководство / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О.
Л. Иванова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1024 с. - (Серия "Национальные руководства"). ЭБС
«Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Скрипкин, Ю. К. Кожные и венерические болезни: учеб. / Ю.К.Скрипкин, А.А. Кубанова, В.Г.
Акимов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 544 с.: ил. ЭБС «Консультант студента»
www.studentlibrary.ru
3. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.1. - 720 с.
4. Клиническая дерматовенерология. В 2 т.: рук. для врачей / под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.
Бутова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - Т.2. - 928 с.
5. Ахтямов, С.Н. Практическая дерматокосметология. Акне, рубцы постакне и акнеиформные
дерматозы: рук. для врачей / С. Н. Ахтямов. - М.: Медицина , 2010. - 280 с.



ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:
5
1. Презентация должна быть выполнена в формате PowerPoint, содержать начальный и конечный
слайды, объем презентации не менее 10 и не более 20 слайдов;
2. Структура презентации должна включать титульный лист (ФИО обучающегося, тема доклада),
оглавление, основную и резюмирующую части;
3. Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
4. Рекомендуется использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий
текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад
выступающего);
5. Время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что
презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

1. Актуальность и значимость проблемы по теме доклада должна быть сформулирована в начале
выступления;
2. Выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно
ориентироваться в нем;
3. Речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
4. Докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
5. После выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы
аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).


ОЦЕНИВАНИЮ ПОДВЕРГАЮТСЯ ВСЕ ЭТАПЫ ДОКЛАДА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ:

1. Собственно презентация, т.е. ее содержание и оформление;
2. Доклад;
3. Ответы на вопросы аудитории.



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА

7. Особенности анатомии и физиологии волоса. Строение волосяного фолликула. Жизненный
цикл волоса.
8. Методы, применяемые для диагностики недостатков волос.
9. Фототрихография, компьютерная диагностика волос (трихоскопия)
10. Аномалии стержней волос
11. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний волос
12. Себорея. Этиология, патогенез, клиническая картина.
13. Себорея. Дифференциальная диагностика и лечение.
14. Себорея. Синдромы, ассоциированные с себореей.
15. Гнездная алопеция. Этиология, патогенез, клиническая картина и лечение.
16. Диффузная алопеция. Этиология, патогенез, клиническая картина и лечение.
17. Этиология приобретенных заболеваний волос, клиника, диагностика, лечение.
18. Телогеновое выпадение волос, клиника, диагностика, лечение.
19. Анагеновое выпадение волос клиника, диагностика, лечение.
20. Медикаментозные средства в коррекции нарушения роста волос: системная терапия.
21. Медикаментозные средства в коррекции нарушения роста волос: топическая терапия. 6
22. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение наследственных
синдромов, связанных с выпадением волос.
23. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика андрогенетической
алопеции.
24. Современные методы терапии андрогенетической алопеции.
25. Диагностика и дифференциальная диагностика приобретенных заболеваний волос.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
себорейного дерматита.
2. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
гнездной алопеции.
3. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
диффузной алопеции.
4. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями
андрогенетической алопеции.
5. Составить индивидуальную схему лечения пациентам с клиническими проявлениями
себорейного дерматита.
6. Составить индивидуальную схему лечения пациентам с клиническими проявлениями гнездной
алопеции.
7. Составить индивидуальную схему лечения пациентам с клиническими проявлениями
диффузной алопеции.
8. Составить индивидуальную схему лечения пациентам с клиническими проявлениями
андрогенетической алопеции.
9. Определить показания и противопоказания к процедурам неъекционных и
физиотерапевтических методик коррекции эстетических недостатков волос.
10. Подобрать косметические средства для ухода за кожей волосистой части головы у пациентов с различными
типами кожи

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Зачет по дисциплине «Наследственные и приобретенные заболевания волос» проводится
согласно учебному плану по билетам. В каждом зачётном билете – две позиции. Первая – это
теоретический вопрос из перечня вопросов для зачета. Вторая – это практическое задание из
перечня практических заданий для зачета. Преподаватель оценивает знания, умения и
практический навык обучающегося в соответствии со шкалой оценивания компетенций.
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в
университете используются положения о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся.